Полезные материалы

Мировой опыт франчайзинга: Индия, Австралия, Бразилия

В этой серии статей мы решили рассмотреть мировой опыт франчайзинга, сравнить различные условия и предоставить нашим читателям подробное, но в то же время краткое представление о франчайзинге в мире и России.

Австралия
Система франчайзинга начала активно развиваться в Австралии в 1970-х годах 20-го века. В это время на рынке франчайзинга доминировали американские компании, такие как McDonald's и KFC, представители сферы фастфуда. Этот первоначальный успех американского франчайзинга в Австралии связан с общими экономическими условиями и языковой близостью между странами, несмотря на разницу во времени и географическую отдаленность Австралии.

Со временем в Австралии сформировалось множество своих успешных франшиз. Некоторые из них даже успешно продвигаются в соседних азиатских странах, несмотря на значительные различия в культуре.

Бразилия
Бразилия является одним из мировых лидеров в области франчайзинга, демонстрируя впечатляющий рост и влияние на экономику страны. К 2010 году доля франчайзинга в ВВП Бразилии составляла 2,1%, что свидетельствует о значительной важности этой бизнес-модели для национальной экономики. Несмотря на периодические экономические кризисы, рост франчайзинга в стране не замирал, а наоборот, с каждым годом количество национальных франшиз увеличивалось, создавались новые рабочие места.

За последние десятилетия Бразилия продемонстрировала удивительную способность приспосабливаться и реагировать на переменные экономические условия. Этот адаптационный потенциал в сочетании с активной поддержкой со стороны государства способствовал созданию благоприятной среды для роста франчайзинга. Увеличение числа внутренних франшизных предприятий в Бразилии, превышающее количество иностранных, подчеркивает доверие предпринимателей к местным брендам и способности страны разрабатывать уникальные бизнес-концепции, успешно адаптированные к местным реалиям.

Индия
За последние десять лет франчайзинг в Индии продемонстрировал потрясающий рост. В период с 2013 по 2019 год рынок увеличился в четыре раза и достиг оценки в $50,4 миллиарда, став вторым по величине франчайзинговым рынком в мире после США. Несмотря на влияние пандемии и экономического спада, рост не прекратился, а лишь замедлился. На сегодняшний день в стране действует около 4 600 франчайзерских компаний и открыто около 200 000 франчайзинговых точек. Среди них как крупные международные бренды, вроде Baskin Robbins или Burger King, так и компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона – Китая, Сингапура, Малайзии, Японии и Кореи. Не уступают позиций и национальные бренды, составляя значительную часть рынка.

Самые востребованные секторы в франчайзинге – торговля, общественное питание, услуги в сфере красоты и здоровья. Однако образовательная сфера развивается менее активно. Индия насчитывает самое большое число молодежи в возрасте от 5 до 24 лет, что придает образовательному франчайзингу великолепный потенциал для роста.