Полезные материалы

Мировой опыт франчайзинга: США, Испания, Россия

Испания

Франчайзинг в Испании чаще всего связан с питанием. Учитывая большое количество туристов и почти постоянную сезонность, рестораны, магазины, вина и пивные напитки ценятся потребителями особенно высоко. Также популярны кафетерии, небольшие булочные и места с традиционными испанскими закусками - "тапас".

Тем не менее в Испании немного крупных городов, где можно ожидать стабильного дохода. Сезонность сказывается на курортах или в таких городах, как Мадрид и Барселона, а также в культурных центрах Европы. В связи с этим конкуренция достаточно ожесточена. Следует отметить, что Испания - страна малого бизнеса, где практически в каждом районе можно найти свой небольшой магазинчик или бар, находящийся в доверии у местных жителей.

США

Франчайзинг в США - популярный способ предпринимательства, охватывающий множество компаний, начавших в США и ставших мировыми. По оценкам, в 2018 году в США функционировало около 759 200 франчайзинговых предприятий, которые обеспечили оборот на сумму приблизительно 760 миллиардов долларов и создали около 8 миллионов рабочих мест.

Самым крупным сегментом франчайзинга являются рестораны быстрого питания, которые приносят прибыль около 250 миллиардов долларов, составляя значительную часть отрасли.

В пятерке ведущих сфер по франшизе также включены рестораны с полным спектром услуг, недвижимость, коммерческие и жилищные услуги.

Что касается выручки, самой успешной франшизой в США является McDonald's, который в 2018 году продал товаров и услуг на сумму более 96 миллиардов долларов. За ним следуют другие известные бренды, такие как 7-Eleven с продажами в 86 миллиардов долларов, KFC с 26,24 миллиарда и Burger King с 21,62 миллиарда.

Однако по количеству точек самой крупной франшизой является Subway, у которой к концу 2019 года было около 26 000 заведений. В сравнении с ней McDonald's имел около 14 000 точек, а у Pizza Hut и Burger King - немного более 7 000 франчайзинговых точек.

Что касается сфер, не связанных с розничной торговлей, крупнейшими франшизами по выручке являются компания по недвижимости RE/MAX и международные сети гостиниц Marriott, Hilton и Hyatt.

Открытие бизнеса во франшизе требует значительных инвестиций. В случае с McDonald's начальные затраты в 2019 году составляли около 2,23 миллиона долларов, и большая часть этой суммы (примерно 1,5 миллиона) уходит на вывески, мебель, оборудование и декорацию.

Россия

Франчайзинг в России - относительно молодое направление в бизнесе. При этом развитие этой сферы заметно. Россию можно сравнить с Бразилией - большой страной, которая создает все больше собственных франшиз и рабочих мест. Франчайзинг в России активно масштабируется и за пределами страны. Например, "Додо Пицца" успешно развивается даже за границей.

Имея в виду отсутствие обширной законодательной базы, регулирующей франчайзинг, предприниматели в России обладают определенной свободой в действиях для достижения высоких результатов в короткие сроки. При этом вход в бизнес здесь гораздо менее затратный, чем в странах, где франчайзинг занимает большую часть рынка.