Мы уже поговорили о многих аспектах франчайзинга, у которого есть (как и у всего) две стороны медали.
Преимущества франчайзинга:
- Возможность пользоваться узнаваемым брендом = снижение затрат на рекламу;
- Проверенная бизнес-модель;
- Обучение ведению бизнесу и сопровождение в этом процессе;
- Проверенные подтверждённые каналы сбыта;
- Возможность получить отсрочку по платежам;
- Возможность быстро запустить бизнес.
Недостатки франчайзинга:
- Дополнительные затраты на паушальный взнос;
- Ограничения в своих действиях;
- Не всегда можно выйти просто так, если бизнес не получился;
- Нельзя конкурировать с другими франчайзи.
Что такое договор франчайзинга?
Это документ, закрепляющий состав франшизы, условия приобретения, а также права и обязанности франчайзи и франчайзера.
Действующее законодательство не содержит понятия «договор франчайзинга». Чаще всего под таким договором могут подразумеваться разные виды договора:
Выбор вида соглашения зависит от бизнес-модели франшизы и перечня передаваемых объектов интеллектуальной собственности.
Договор коммерческой концессии и лицензионный договор – два вида, которые чаще всего используются во франчайзинге. Именно эти договоры подразумевают передачу прав пользования интеллектуальной собственностью, ноу-хау, которое и является ключевой ценностью франшизы.
Перед заключением внимательно проверьте вид договора, а также его содержание.
Рекомендуемый порядок заключения договора франчайзинга читайте здесь.
Преимущества франчайзинга:
- Возможность пользоваться узнаваемым брендом = снижение затрат на рекламу;
- Проверенная бизнес-модель;
- Обучение ведению бизнесу и сопровождение в этом процессе;
- Проверенные подтверждённые каналы сбыта;
- Возможность получить отсрочку по платежам;
- Возможность быстро запустить бизнес.
Недостатки франчайзинга:
- Дополнительные затраты на паушальный взнос;
- Ограничения в своих действиях;
- Не всегда можно выйти просто так, если бизнес не получился;
- Нельзя конкурировать с другими франчайзи.
Что такое договор франчайзинга?
Это документ, закрепляющий состав франшизы, условия приобретения, а также права и обязанности франчайзи и франчайзера.
Действующее законодательство не содержит понятия «договор франчайзинга». Чаще всего под таким договором могут подразумеваться разные виды договора:
- Договор поставки является официальным документом, в котором детализируются порядок и условия передачи товаров от поставщика к заказчику. В этом договоре указываются стоимость продукции, условия оплаты и доставки, а также характеристики и количество товаров. Также прописываются права и обязанности обеих сторон, размер штрафных санкций за задержки и непоставку, а также возможные форс-мажорные обстоятельства и процедура их урегулирования.
- Договор возмездного оказания услуг представляет собой соглашение, по которому одна сторона, называемая исполнителем, обязуется выполнить определенные действия или осуществить конкретную деятельность по заданию другой стороны, именуемой заказчиком. В свою очередь, заказчик обязуется оплатить предоставленные услуги в соответствии с условиями договора.
- Агентский договор представляет собой соглашение, в рамках которого одна сторона принимает на себя обязательства выполнять юридические и иные действия от лица другой стороны. Взамен агент получает вознаграждение, размер которого указывается в договоре. Этот тип договора часто используется в сделках по купле-продаже движимого и недвижимого имущества, а также в предоставлении разнообразных услуг, таких как юридическое сопровождение.
- Партнерский договор предполагает совместное открытие предприятия, Таких договоров стоит избегать, так как действующее законодательство не регулирует многие пункты. При заключении такого договора лучше обратиться к юристу за консультацией.
- Лицензионный договор – это гражданско-правовой договор, по которому одна сторона, которая является обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или средства индивидуализации.
- Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Выбор вида соглашения зависит от бизнес-модели франшизы и перечня передаваемых объектов интеллектуальной собственности.
Договор коммерческой концессии и лицензионный договор – два вида, которые чаще всего используются во франчайзинге. Именно эти договоры подразумевают передачу прав пользования интеллектуальной собственностью, ноу-хау, которое и является ключевой ценностью франшизы.
Перед заключением внимательно проверьте вид договора, а также его содержание.
Рекомендуемый порядок заключения договора франчайзинга читайте здесь.