Полезные материалы

Расчет окупаемости франшизы

Как рассчитать окупаемость франшизы

Формула для определения срока окупаемости выглядит так:

РР = IC / CF

РР (Pay-Back Period) – простой срок окупаемости, по истечении которого первоначальные инвестиции начнут генерировать доход. Это наиболее распространенный показатель, он используется на этапе первоначальной оценки бизнеса. Выражается в годах, а в случае бизнеса по франшизе — иногда и в месяцах.

IC (Invest Capital) – сумма инвестиций, то есть всех вложений на первоначальном этапе. В приведенной формуле не учитываются последующие вложения, поэтому необходимо оценить все затраты минимум на год вперед. При покупке франшизы эта сумма известна, так как бизнес-модель уже не раз обкатана.

CF(Cash Flow) – прогнозируемая ежегодная прибыль. Для простоты расчета предполагается, что доход примерно одинаковый из года в год.

Рассказываем, что нужно сделать на каждом этапе расчета:

1. Определить начальные затраты, связанные с приобретением франшизы. Сюда входят паушальный взнос, лицензионные сборы и, например, обучение персонала, закупка инвентаря (техника, необходимая мебель), аренда помещения, маркетинг и прочие расходы, связанные с запуском.

2. Оценить ожидаемые доходы. После изучения ситуации на рынке и активности возможных конкурентов определяют потенциальный доход от бизнеса. Для этого изучают продажи, средний чек и прогнозы по спросу.

Прогнозы основаны на анализе исторических данных, который выполняется программами. Так, в ритейле изучаются все чеки за определенный период (обычно за полгода) и высчитывается вероятность покупок товара, а значит, спрос. На основании этого полки магазинов вовремя пополняются необходимой продукцией. В 2021 году модель протестировали на розничных магазинах, и она показала эффективность. Если такая статистика недоступна в открытых источниках, то можно обратиться к данным конкурентов.

Средний чек или средняя стоимость заказа, Average Order Value (AVO), рассчитывается просто: сумму покупок делят на количество чеков. Можно взять статистику конкурентов в нужной сфере бизнеса:

1) Для офлайн-бизнеса — провести на точке продаж около часа, собрав данные о суммарной стоимости покупок, которые сделали клиенты, и количестве покупок. Поделить одно число на другое и получить средний чек.
2) Для онлайн-бизнеса — определить среднюю сумму покупки по якорному продукту, затем узнать о количестве заказов, оформив тестовые заказы в начале рабочего дня и в конце. Обычно нумерация заказов ведется последовательно. Если у первого тестового заказа был номер 107, а второго — 117, получается, что у бизнеса 10 заказов в день.

3. Рассчитать чистую прибыль в теории, то есть вычесть из потенциального дохода все описанные выше расходы и таким образом оценить, сколько зарабатывает франшиза при покрытых с дохода операционных процессах.

4. Разделить начальные инвестиции на чистую прибыль — и примерно понять, сколько месяцев или лет понадобится, чтобы бизнес окупился.

Пример

Первоначальные инвестиции во франшизу составляют 1,2 млн рублей, предполагаемый доход — 400 000 рублей в год. Значит, срок окупаемости — 3 года (1200/400.

Надо учитывать, что в реальности у бизнеса есть и ежегодные издержки, например средства нужны на покупку материалов, аренду помещения или склада. Можно внести этот показатель в формулу и получить более точную цифру. Представим, что ежегодные издержки составляют 100 000 рублей.
Получается, что в данном примере срок окупаемости составляет 4 года.

Важно!

Приведенный выше расчет — предварительный. Любой бизнес существует в условиях постоянно меняющегося рынка, каждый день появляются новые вводные. Нельзя учесть все нюансы на старте проекта, особенно при отсутствии опыта. Эксперты советуют проводить более подробный анализ и не пренебрегать мнением финансовых консультантов до запуска.